17 Марта 2015
Генплан Красноярска: бумажка для оптимистов
Депутаты спустя несколько месяцев острых споров, обсуждений и пикетов возле администрации наконец почти единогласно приняли новый генеральный план развития Красноярска. До 2033 года в городе может появиться 12 станций метро и еще два новых моста. Зеленые зоны отдыха разработчики увеличили на 100 %, сократили площадь промзон и оставили без многоэтажной застройки земли дачников на ул. Елены Стасовой. Насколько реальны все градостроительные фантазии разработчиков и почему депутаты называют проделанную работу «халтурой» — в материале НГС.НОВОСТИ. В пятницу, 13 марта, депутаты горсовета приняли новый генеральный план Красноярска. Спокойно, без возражений 30 человек проголосовали «за», двое воздержались. Принятое решение зал встретил аплодисментами — был подведен итог нескольким годам работы, месяцам жарких споров, пикетов возмущенных граждан. Разработку генплана за 73 млн руб. в 2013 году начала компания «Гипрогор» (Москва). На счету победителя торгов — генпланы Сочи, Грозного и Омска. В октябре проект был вынесен на общественные слушания. Проектировщики рассчитывали, что к 2033 году население Красноярска вырастет на 300 тыс. и приблизится к 1,3 млн человек. Жилая и общественная застройка пойдет в юго-западном направлении, а промышленные зоны сократятся. Однако волны благих намерений проектировщиков разбивались о скалы недовольств красноярцев. На обсуждения, которые устраивали в разных районах города, приходили толпы горожан, залы не могли вместить всех желающих. Разъяренные горожане требовали отказаться от застройки Плодово-ягодной станции. Работники речпорта говорили о недопустимости выноса предприятия за город ради строительства жилья. Молодые мамочки ставили проектировщиков в тупик вопросами, сколько же детсадов будет в городе к 2033 году, а экологи прямо называли документ опасным: застройка города увеличит выбросы от ТЭЦ в 2 раза. В ответ на критику главный архитектор Андрей Макаров лишь признавал, что, наверное, плохо умеет объяснять. Несмотря на жаркие споры, из 1757 участников слушаний 827 проголосовали «за», и генплан вынесли в горсовет. Однако народные избранники потребовали перерисовать документ, внеся в него почти 20 исправлений. Так, была уменьшена парковая зона, в которую ошибочно внесли территорию Мариинской гимназии, а ул. Геологическую оставили в зоне индивидуальной застройки. Злобинский речной порт, который изначально хотели вынести за город, оставили на прежнем месте. Территорию на «Стрелке» тоже решили оставить в покое и не застраивать офисами, оставив ее рекреационной. Нефтебазу, как и планировалось, решили вынести за черту города, а район отдать под ТРЦ и бизнес-застройку. Строительство новых жилых комплексов было утверждено на ул. Аэровокзальная, Березина, Шахтеров, Дудинская. Количество промзон в итоге сокращается на 21 % за счет более эффективного использования площадок возле заводов. До принятия генплана промозоны занимали 6,3 га на территории города. В первоначальном варианте число зеленых насаждений в городе предполагалось увеличить с 6 до 10,5 га, в итоговом число зон рекреации стало больше еще на 10 %. Неизменными остались идеи тоннеля под Караульной горой для соединения Свободного с Мужеством, восстановление трамвайных путей на Октябрьском мосту, и еще два новых моста через Енисей: один в районе ул. Затонской, второй — в районе «Зеленой рощи». Заявление губернатора о невозможности строительства метро в Красноярске из-за нехватки средств амбиций архитекторов не убавило: на 20 лет запланировано строительство 12 станций. «Миллионные города должны иметь метро. <…> Мы оставили метро в резерве на дальнейшее. Потому что сегодняшняя кризисная ситуация может поменяться и надо будет дальше действовать», — пояснил первый заместитель директора ОАО «Гипрогор» Сергей Бычков. Г-н Макаров на вопрос, зачем в генплане метро в условиях реальной нехватки на него денег, ответил коротко: «Сегодня нет денег, завтра могут появиться. А мы должны оставить резервные территории. Мы должны надеяться на будущее и быть оптимистами». Оптимистичность присуща была и генпланам прошлых лет. Еще в плане 1972 года на карту был нанесен 4-й мост. Затем этот проект перекочевал в генплан 2001 года, в итоге мост рассчитывают сдать к осени 2015-го. В том же документе говорилось о строительстве двух кладбищ на обоих берегах Енисея и крематория на левобережье, вопрос о котором до сих пор не решен. Закладывалось и строительство ветки метро. Из реализованных проектов генплана 1972 года: строительство Октябрьского моста (началось в 1976), застройка микрорайонов «Северный» и «Взлетка» (80-е годы). Представитель «Гипрогора» Сергей Бычков не верит, что за 20 лет можно реализовать все то, что сейчас намечает новый генплан: «Если говорить о мостах, то до 2033 года может появиться еще один мост, но не два. Но мы обязаны были прорисовывать следующий мост, потому что с этим завязана транспортная инфраструктура. Всегда с сегодняшнего дня кажется, что ставится слишком глобальная задача». Воздержавшийся от принятия плана вице-спикер горсовета Александр Глисков оказался недовольным работой проектировщиков. «То, что представлено, — это мягко говоря халтура. Поскольку даже я, не будучи специалистом в градостроительстве, вынужден был носом тыкать этих разработчиков и показывать им, что в месте, где они нарисовали сквер, например, находится Красноярский кадетский корпус им. Лебедя, — возмущен зампредседателя горсовета. — Сколько ошибок еще не обнаружили при анализе генплана, я даже не представляю, но думаю, что их очень много. Как минимум часть денег надо удержать за то, что пришлось переделывать, а как максимум вообще не платить, потому что результат был некачественным».
Источник: Наталия Гуртякова, ngs24.ru